Главная > Компьютер

Что такое интранет



Интранет – это корпоративная внутренняя компьютерная сеть, которая строится на Интернет-технологиях. Можно сказать, интранет - это внутренний корпоративный web-портал, который решает корпоративные задачи одной компании. Интранет-сайт доступен только в рамках локальной сети компании включая удаленные филиалы (intranet) или как портал в сети Интернет, требующий авторизации при входе (extranet)

Intranet - корпоративная , но не публичная сеть

Intranet - это прежде всего корпоративная - локальная или территориально распределенная сеть, закрытая от внешнего доступа из Internet. Такая сеть возможно использует публичные каналы связи, входящие в Internet, но при этом обеспечивается защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на корпоративные узлы. Сейчас фирмы, занимающиеся электронным бизнесом в Internet имеют смешанную сеть, в которой подмножество внутренних узлов корпорации составляет Intranet, а для внешних узлов (как правило, Web-серверы) предложен термин Extranet. Но даже те, кто имеет только внешний информационный Web-сервер, а не сервер приложений или баз данных, вынуждены устанавливать firewall. В ряде случаев при жестких требования к безопасности эти сети приходится разграничивать физически.

Intranet - это применение Web-технологии

Приложения в Intranet основаны на применении Internet-технологий и в особенности Web-технологии: гипертекст в формате HTML, протокол передачи гипертекста HTTP и интерфейс серверных приложений CGI. Составными частями Intranet являются Web-сервера для статической или динамической публикации информации и браузеры для просмотра и интерпретации гипертекста.

Феномен гипертекста

Гипертекстовая организация информации таит в себе огромные возможности. Это другая метафора диалогового интерфейса - электронная книга с автоматическими переходами по ссылкам. Простота этого интерфейса позволяет расширить контингент конечных пользователей, привлекая к активной работе с компьютером руководителей верхнего звена. Язык гипертекстовой разметки HTML имеет объектные свойства, позволяет помимо структуры, формы и содержания документа, определить диалоговые элементы. Вообще надо отметить, что HTML - в определенной мере универсальный стандарт описания диалога. До этого таким переносимым стандартом был телетайпный режим и виртуальные терминалы. Этот универсализм может быть распространен на внутренние форматы справочных систем, текстовых редакторов, текстовые и графические интерфейсы ОС и других системных программ, если только HTML не потонет в следующих волнах Webизации.

Intranet - это архитектура клиент-сервер

Много споров о том, к какой архитектуре относится Intranet. Пытаются даже противопоставить Intranet архитектуре клиент-сервер. Нужно четко понять, что все решения Intranet-приложений для взаимодействия с БД основаны на архитектуре клиент-сервер.

Наличие диалоговых свойств в HTML и интерфейса CGI позволяет строить Intranet-приложения с доступом к БД (рис.1). Наиболее распространена схема динамической публикации отчетов. При этом в качестве CGI-процедуры используется параметризуемый генератор отчетов. Однако это не единственная схема, возможно применять программы ввода и обновления информации в БД.

Если используются традиционные статичные страницы гипертекста, то в ответ на запрос клиента Web-сервер передает страницу в формате HTML. При работе с базой данных клиент указывает в форме программу или сценарий для запуска на сервере. Серверная процедура получает введенные пользователем данные, формирует и передает SQL-запрос (определяющий логику управления данными DL) и, возможно, данные к СУБД. Сервер БД по запросу выполняет обновление, вставку, удаление или выборку записей из БД. CGI-процедура полученные результаты преобразует в формат HTML или в формат диалоговых переменных. Затем Web-сервер посылает полученную HTML-cтраницу или значения диалоговых переменных браузеру для отображения.

Использование CGI-процедур имеет ряд недостатков - статичное представление информации, преобразование результата-отчета в HTML-файл, отсутствие динамического просмотра изменения информации в базе данных, процедура "не помнит состояний запросов" - каждое обращение к БД требует повторного установления соединения. Кроме того, такой принцип работы перегружает коммуникационную среду и имеет системные издержки при запуске серверных процессов.

Рассмотренная схема по существу является трехзвенной архитектурой клиент-сервер, где Web-сервер выступает в качестве сервера приложений. Для устранения недостатков CGI используют возможности специальных API для Web-серверов и включают дополнительное "релейное" звено в архитектуру. Все это только подталкивает к дальнейшему совершенствования архитектуры клиент-сервер.





Рис. 1. Схема Intranet-приложения с доступом к БД

Java - вторая волна Webизации

Предложенная фирмой Sun технология Java ориентирует взаимодействие между клиентом и сервером на поток команд, а не данных. В ходе сеанса обеспечивается фоновая подкачка через сеть на компьютер клиента программных агентов - апплетов, которые берут на себя функции обеспечения гибкого взаимодействия. Все, что нужно для этого - встроить в Web-браузер исполняющую систему для апплетов.

При построении информационных приложений с использованием Java-технологии получается классическая двух- или трехзвенная архитектура клиент-сервер (рис. 2), а гипертекст уходит на задний план и выполняет лишь роль инициатора апплетов. Существенным достоинством такой технологии является независимость приложения от аппаратной платформы. Но есть и немало недостатков: невысокое быстродействие вследствии интерпретации байт-кодов, возврат к оконной метафоре "рабочего стола", остаются те же проблемы организации связи с БД.





Рис. 2

Будет ли Intranet открытой системой?

Стандартные протоколы, языки и интерфейсы Web-технологии пришли в Intranet из мира открытых систем. И хотя от них веет архаикой, но именно это обеспечивает связность и согласованность в Internet. Ситуация со стандартами в Intranet иная: в пылу конкурентной борьбы и в погоне за эффективностью и расширением функциональности фирмы предлагают новые элементы технологии. Так возникли язык апплетов Java, множество языков сценариев JavaScript, VBScript, NetBasic и др., протоколы IIOP, WebNFS, интерфейсы WinCGI, ISAPI, NSAPI и др., компоненты расширения браузеров Plug-in и ActiveX. Но мало того уже заметна поляризация инфраструктур Internet и Intranet. И если в Intranet возобладает монополия Microsoft, то возможно внутренних проблем несовместимости и не будет, но тогда Intranet и Internet станут дальними родственниками, не находящими при встрече общего языка.

Унификация клиентов в Intranet

Однако значимость стандартизации достаточно велика, чтобы создавать унифицированного клиента, эдакий программируемый терминал. Только не надо при этом говорить о "тонком" клиенте: Web-браузер - клиент весьма "упитанный". Поэтому идея NetPC, основанная на унификации системного ПО и сокращении расходов на администрирование, кажется более жизнеспособной, чем идея "утонченного" сетевого компьютера, который ближе к "тупым" терминалам прошлых лет.

Унификации клиентов способствовало бы в большей мере распространение формата HTML и стандартизация языков сценариев.

Интеграция Internet и офисных приложений

Именно в Intranet получат дальнейшее развитие офисные приложения, связанные с коллективной подготовкой и обработкой информации, управлением электронными документами и документооборотом.

Web-интерфейс станет привычным для многих приложений автоматизации учрежденческой деятельности. Почтовые, новостные и другие сервисы Internet встраиваются в приложения для коллективной работы. Можно ожидать сближения поисковых технологий Internet и офисных систем управления электронными документами. Интеграция Internet c корпоративными офисными приложениями - важное направление развития Intranet



Оставайтесь с нами:
Что такое URL
Что такое вирус
Что такое VPN
Что такое WAP
Что такое Windows
Что такое WMZ
Что такое XML


t-0.0504